Акварельная лаборатория. Выпуск №4: Грязь в акварели

10 января 2019
Сегодня нам с вами предстоит интересный разговор. Чуть ли не самый большой страх акварелиста – это та самая таинственная грязь. Почему таинственная? Потому что, если художника, назвавшего свою работу грязной, спросить: “А где, собственно, грязь, и в чём она проявляется?”, однозначного ответа вы, скорее всего, не услышите. Чаще всего художник и сам не может объяснить, в чём проблема. Грязно тут и всё. Давайте немного разберёмся подробнее в этой теме.
В статье будут перечислены группы проблем, которые могут привести вас к ощущению грязи в ваших работах. Вы можете использовать данную статью как чек-лист для анализа ваших работ.

1.jpg

1. Ошибки в выборе инструментов

В данную группу можно включить такие моменты как:
  • Неправильный выбор бумаги. В следствие этого в процессе работы могут возникнуть деформации, катышки и затёртости. Для каждого вида работы требуется подобрать подходящую бумагу.
  • Неправильный подбор инструментов: слишком жёсткие карандаши, размываемые водой линеры и тушь, жёсткие ластики – все эти инструменты могут травмировать и загрязнить бумагу ещё до того, как вы начнёте работу с цветом
Возможные решения
Подобрать подходящие для творчества материалы и инструменты: качественную устойчивую к механическим воздействиям акварельную бумагу, карандаши с грифелем средней мягкости, ластики и клячки, которые не будут пачкать или травмировать бумагу и т. д.

2.jpg

2. Неаккуратность в работе

На самом деле ощущение грязи в работе может возникнуть ещё до того, как вы начнёте работу непосредственно с краской. Поэтому рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:
  • Неуверенная карандашная линия, очень неаккуратный набросок, ошибки в построениях и неряшливость в деталях  – всё это накладывает неприятный отпечаток на ваши работы.
  • Многократные перестроения, стирания карандаша, жёсткие и резкие штрихи, которые покрывают лист бумаги лишними грязными линиями, царапинами, пятнами и равномерным слоем грифельной пыли.
  • Неряшливость в заливках, пятнах и работе с цветом. Это могут быть деформированные, слишком рваные и грубые контуры у объектов, для которых важна ровность, очень толстые линии в деликатных изящных деталях и т.д.
  • Даже самая чистая и прозрачная акварель будет выглядеть грязно, если сквозь прозрачные слои просвечивают затёртые карандашные линии, а лист покрыт карандашной пылью. Травмированные участки бумаги любой нанесённый красочный слой только ещё больше подчеркнёт, окрасив катышки и царапины цветом.
Возможные решения

Набивать руку в построениях отдельно от работы с акварелью, а при построениях рисунка под краску быть более внимательным к линиям и деталям.
Внимательно относиться к контурам, заливками и элементам. Не лениться аккуратно прорабатывать необходимые участки.
Контролировать в процессе построения силу нажатия на карандаш, ровность и точность линий. Стараться построить набросок минимальным количеством линий. Если вы чувствуете, что придел бумаги достигнут, лучше доделать набросок на испорченной бумаге, а потом аккуратно перевести готовый набросок на чистовик.
Возможно, ваши проблемы исходят от неправильно подобранного инструмента – например, неправильный размер кисти не даст вам аккуратно выполнить более мелкие детали, а затупившаяся кончик кисти не даст тонкой линии. Так же дела обстоят и с бумагой: целлюлоза не даст выполнить ровные плавные заливки, а, например, грубая фактура не позволит проработать мелкие элементы.

3.jpg

3. Ошибки в композиции
  • Ощущение грязи может возникнуть в случае, если вся работа выполнена без использования ритма: чередования светлых пятен с тёмными, мягких контуров с конкретными, прозрачных заливок с глухими пятнами. Если вся работа написана монотонно, но в светлых тонах, она скорее вызовет ощущение недоделанности и скуки. Но если в работе преимущественно тёмные тона, то мы ошибочно можем принять эту проблему за грязь.
  • Общая перегруженность работы элементами и деталями, тяжесть и нагромождённость. Композиционно некоторым элементам для лучшего восприятия требуется свободное пространство вокруг. Также в работе должно быть понимание главного и второстепенного. Например, так может получиться, если у нас в работе не прослеживается взаимосвязанность элементов, а они накиданы лишь бы закрыть свободное место.
Возможные решения

Для каждой работы предварительно продумывать композицию и делать тоновый разбор, по возможности в нескольких вариантах.
Попробовать поработать в гризайли, то есть выключить цвет в работе и сделать акцент на тон и композицию.
Больше наблюдать за композиционными решениями в иллюстрациях, в кинокартинах, в окружении.
Изучать композиционные приёмы отдельно.

4.jpg

4. Ошибки в работе с цветом

В данную группу можно включить такие моменты как:

Использование неприятных глазу цветов.
Это могут быть цвета, которые вызывают неприятные ассоциации, основанные на жизненном опыте. Например, различные болотно-коричневые, буро-зелёные оттенки, которые заведомо напоминают нам что-то неприятное и некрасивое.

Болезненность цветов.
Цвета, которые вы используете в работе, могут быть в принципе нейтральны и приятны, но вызывать неприятные ассоциации уже в контексте работы. Например, чрезмерное количество зелёно-синих оттенков в коже создаёт ощущение мертвенности и нездоровья человека. Зелёные оттенки в румяной корочке нарисованной выпечки могут напомнить о плесени и т.д.

Серость и скудность оттенков.
Сами по себе нейтральные цвета не является грязным, но у вас может возникнуть такое ощущение, если в нюансах цвета в работе, в тенях и рефлексах у вас не получается создать желаемых оттенков, а все смеси стремятся к серо-коричневым тонам. Общая бесцветность работы может показаться нам грязью. Такая проблема часто возникает, если в смешениях для затемнения вы используете чёрные краски.

Отсутствие гармонии в цветовых сочетаниях.
Человек воспринимает цвета определённым образом и, на психологическом уровне мы ощущаем, сочетаются ли цвета друг с другом, создают ли они необходимое настроение в работе и так далее.

Слишком большое количество цветов и оттенков в работе.
Не просто так начинающим советуют ограничивать палитру, ведь чем меньше цветов использовано в работе, тем проще сохранить общую целостность задумки. С увеличением цветов можно прийти к лишнему шуму и пестроте красок в картине, разрозненности цветовых пятен или к их полной несочетаемости.

Наличие элементов, явно выбивающихся из общего цветового настроения.

Возможные решения

Для каждой работы прорабатывать цветовую гамму, искать удачные решения.
Практиковаться в работе с цветом, изучать теорию цвета, использовать готовые цветовые схемы и формировать насмотренность.
Анализировать палитру других художников и иллюстраторов, искать удачные цветовые решения в других сферах: природе, дизайне, моде.

5.jpg

5. Ошибки в работе с краской

В данную группу можно включить такие моменты как:

Неумение работать с густотой краски
Возможно, вы работаете слишком влажно и вся картина выглядит потёкшей, или вы наоборот набираете краску густо и сухо, и работа от этого может выглядеть грубо. В акварели важно ощущать степень густоты краски и понимать, где лучше нанести краску сухим и густым пятном, где размыть, где набрать тон посильнее и т.д.
Если мы начинаем работать только густо и пастозно, в несвойственной для материала манере, работа может в итоге выглядеть тяжело, глухо и перегружено.

Физически неудачные смеси
Не все краски хорошо работают в смесях друг с другом, и в процессе практики такие сочетания вы обязательно обнаружите. Смеси могут выглядеть глухо, матово, грязно, белёсо, создавать ненужную фактурность и так далее. Например, не самые прекрасные цвета получаются на жёлтых кадмиях в смеси с чёрными красками: оттенки выходят зеленоватыми, а сами смеси укрывистыми и мутными.

Неправильная этапность работы и наложения слоёв
В ботанической иллюстрации художники могут наложить, например, пятьдесят слоёв, и от этого их изображения станут только глубже, интереснее и живее. Всё зависит от правильного подбора красок и порядка следования слоёв. Не всегда в акварели действует правило: чем меньше слоёв, тем чище. Просто с каждым новым слоем увеличивается риск переборщить, и вам нужно понимать сколько слоёв, в какой последовательно и какими красками вы можете наложить друг на друга для достижения необходимого результата.

Возможные решения

Больше изучать смешения, нарабатывать базу удачных смесей.
В процессе работы изучать разные состояния влажности бумаги, степени густоты краски и сухости кисти. Пробовать различные кисти с ворсом разной мягкости и бумагу с разной скоростью высыхания.
Отслеживать в работе достаточность тона, разницу в характере пятен, чистоту смешений и наложений цвета.
Изучать рабочие палитры и смеси у других художников, брать готовые решения себе на вооружение.

В заключение

Часто мы путаем грязь с общей негармоничностью работы. В работе должно быть чёткое понимание степени детализации слоёв, цветовой гаммы, правильное композиционное расположение элементов, общая аккуратность и техничность исполнения. Сюжет должен выглядеть как нечто единое, а не как аппликация из разрозненных элементов.
Многие ошибки получаются из-за неопытности – в начале слишком много факторов, которые необходимо учитывать в процессе. Понимание своих ошибок, чистота смесей, гармония в цвете и аккуратность в самой живописи приходят только с практикой и постоянным ростом над собой. Ни одна теория их не заменит, не забывайте об этом!

Поделиться:


Каталог