Вспомогательные средства для масла: виды, характеристики и особенности

Теги: #советы, #материалы, #обзоры , #масло
Масляная живопись — одна из самых многогранных и сложных техник. И дело даже не в том, что для работы с краской надо знать теорию и иметь практический опыт, а в том, что в этом направлении существует большое разнообразие вспомогательных средств для живописи, каждое из которых предназначено для решения определенных задач.

Самостоятельно разобраться в этом сложно, поэтому мы решили составить для вас подробный гайд о том, какие средства существуют, и для чего их можно использовать. Поехали!

Все вспомогательные средства можно разделить на следующие группы:
Если вы приобретаете средства внутри одного бренда, то они хорошо взаимодействуют между собой и можно не бояться непредвиденных ситуаций. Если же вы планируете работать средствами от разных производителей, то перед тем, как работать с масштабными картинами, рекомендуем провести ряд тестов на черновиках. Это поможет понять, как средства будут вести себя в работе и предположить, какой результат получится в итоге.

1 (1).jpg

Разбавители 

Разбавитель — это средство, предназначенное для снижения уровня вязкости красок во время работы. За счет своих свойств, его также можно использовать для очищения кистей, палитр, мастихинов и прочих инструментов. 
Все средства производятся на основе токсичных и огнеопасных веществ, поэтому при работе с ними следует соблюдать определенные меры безопасности. Не рекомендуется пользоваться средствами во время беременности или при индивидуальной непереносимости компонентов. При работе старайтесь обеспечить в помещении постоянное проветривание, а если у вас возникло недомогание — немедленно прекратите работу. 

Для работы с масляными красками обычно используют два вида разбавителей
  • Терпены (пинен, скипидар, терпентин);
  • Уайт-спирит.
Их используют либо в чистом виде, либо комбинируют между собой для создания разбавителей с разными свойствами. 

При работе со средствами от зарубежных производителей, всегда изучайте состав и инструкцию для применения. В России принято 5 основных маркировок разбавителей, которые отличаются по составу и способу производства. 

Разбавитель «Тройник»

Универсальный разбавитель, подходящий для начинающих, любителей и опытных художников. Состоит из льняного масла, скипидара и смолы в равной пропорции. 

Используется в качестве разбавителя для красок или лаков. В составе отсутствуют компоненты с помощью которых можно производить очистку инструментов, для подобных целей лучше использовать чистый разбавитель. 

Разбавитель №1

Средство, состоящее из живичного скипидара и уайт-спирита в равной пропорции. Подходит для разбавления масляных красок и очищения инструментов. Не рекомендуется использовать для разбавления лаков. Является самым мощным разбавителем из тех, что производят отечественные бренды. 

Разбавитель №2 

Средство на основе обесцвеченного уайт-спирита. Предназначен для разбавления масляных красок и очищения инструментов. Не рекомендуется использовать для разбавления лаков.

Разбавитель №3 

Средство на основе очищенного уайт-спирита, не имеет сильно выраженного запаха. Предназначен для разбавления масляных красок и очищения инструментов. Не рекомендуется использовать для разбавления лаков.

Разбавитель №4 

Средство на основе пинена, предназначенное для разбавления масляных красок и лаков. Не предназначен для очищения инструментов. 

Связующие средства 

Связующее — это не только важный элемент каждой краски. Это средство можно также использовать для разбавления краски, чтобы добиться нужной консистенции или уровня укрывистости. 

Для производства масляных красок используются различные масла, например: 
Благодаря маслам, краска после высыхания покрывается плотной, эластичной глянцевой пленкой, которая со временем может начать желтеть. Степень пожелтения зависит от масла в составе. Чтобы этого избежать, рекомендуется покрывать готовые работы специальным защитным лаком. 

2.jpg

Льняное масло 

Самое популярное и доступное масло для масляной живописи. Отличается вязкой консистенцией, невысокой стоимостью и тенденцией к пожелтению. Среднее время высыхания составляет 6-7 дней. После высыхания образует эластичную, прочную пленку, которая не подвержена растворению под воздействием органических разбавителей. 

Маковое масло 

Самое прозрачное масло, которое используется в живописи. Практически не склонно к пожелтению, поэтому рекомендовано для использования с красками светлых оттенков. Работать необходимо аккуратно, потому что при высыхании масло сжимается вплоть до 25%, что может привести к образованию трещин в красочном слое. 

Среднее время высыхания составляет 9-10 дней, после чего масло образует пленку, которая менее прочная, чем от льняного масла. 

Ореховое масло 

Является своеобразным аналогом макового масла. Однако, высыхает ореховое масло более равномерно, поэтому при работе с ним риск возникновения трещин в краске минимален. Среднее время высыхания составляет 8-9 дней, а образуемая пленка имеет более низкую прочность, чем от льняного масла. 

Сафлоровое масло  

Бледно-желтое масло для живописи, которое не желтеет со временем. При добавлении в краски позволяет надолго сохранить их яркость и глубину цвета, защищая их от выцветания. Наиболее надежное в работе масло, обеспечивающее максимальную защиту от появления трещин. 

Масло рекомендовано для использования с красками светлых оттенков. Среднее время высыхания составляет 8-9 дней. По истечению срока масло образует пленку со средним уровнем прочности и эластичности, поэтому обращаться с готовыми картинами стоит осторожно. 
Подсолнечное масло 
Данный вид масла в чистом виде сейчас практически не используется. Обычно на его основе создается смесь, где подсолнечное масло составляет не более 25% от общей массы. 

При обычных условиях смесь сохнет от 10 до 14 дней. Средства на основе подсолнечного масла образуют не желтеющую эластичную пленку, которая со временем размягчается, поэтому картины рекомендуется покрывать защитным лаком. 
Конопляное масло
Наименее распространенное масло для живописи. Не подходит для работы со светлыми оттенками, так как само масло имеет темный, зеленоватый оттенок. Со временем красочный слой может потускнеть или пожелтеть. Среднее время высыхания составляет 7-8 дней. После полного высыхания конопляное масло образует эластичную пленку, которая имеет средний уровень прочности.

3.jpg

Лаки 

Лак — это средство, предназначенное для промежуточной фиксации красочных слоев или защиты готового произведения от механических воздействий или солнечных лучей. 

Лаки бывают следующие: 

Лак для лессировки  

Это средство, образующее несмываемую пленку при высыхании. Лак необходим для межслойной обработки красочных слоев, чтобы изолировать их друг от друга. Обычно средство используются при лессировочной технике работы. В составе обычно содержится раствор смол и уплотненное масло. 

Ретушный лак 

Средство, предназначенное для промежуточной обработки красочных слоев с целью улучшения сцепления между ними и предотвращения жухлости красок. При помощи ретушного лака можно немного оживить старые картины. В составе обычно содержится раствор смол и активный растворитель. 

Лак для живописи

Средство, используемое в качестве добавок при работе с масляными красками. Наиболее популярными живописными лаками считается лак-акрил фисташковый, даммарный  и пихтовый лак

Лак для живописи предназначен для улучшения сцепления между грунтом и красочными слоями. Он образует плотную, эластичную пленку и защищает краски от выцветания и жухлости. В составе обычно присутствует раствор смол и пинен.

Финишный лак

Это защитный лак, используемый в качестве финального покрытия. После высыхания образует плотную пленку, которую можно смыть только при помощи специальных растворителей. Лак защищает от механических повреждений и воздействия солнечных лучей, а также позволяет создать глянцевый, матовый или полуматовый финиш на картине. В составе обычно присутствует раствор смол и пинен.

4.jpg

Медиумы  

Медиум — это вспомогательное средство, при помощи которого можно замедлить или ускорить высыхание красочного слоя, а также изменить консистенцию масляных красок. 

Для замедления высыхания обычно используют растительные эфирные масла, например лавандовое или розмариновое. Это не чистые масла, а специально разработанные составы на их основе, поэтому для живописи нельзя использовать растительные масла, приобретенные в аптеке или ином магазине. 

Ускорители высыхания называются сиккативами. Это средство на основе солей поливалентных металлов и монокарбоновых кислот. Их можно использовать не только с масляными красками, но и при работе с эмалями, лаками, грунтовками, шпатлевками и олифой. 

Отдельно можно отметить медиумы, позволяющие варьировать консистенцию масляных красок. Например, есть средства для работы с лессировкой, либо составы для повышения текучести и прозрачности масляных красок. 

Растворители (очистители)

Чаще всего в качестве растворителей используют разбавители, однако некоторые бренды выпускают специальные очистители для масляных красок. С их помощью можно аккуратно восстановить старый слой лака, или устранить с красочного слоя грязь, пыль или обновить пожухшие части картины. 

5.jpg

Выбирая вспомогательные средства для живописи, отталкивайтесь от личных предпочтений и поставленных целей и задач. Если вы только начинаете свой путь, то начните с универсальных средств, а затем уже расширяйте свой инструментарий. 

На сегодня у нас все! Переходите в каталог и заказывайте необходимые материалы, а пока заветная посылка находится в пути, заглядывайте к нам в телеграм-канал за вдохновением, или в чат, чтобы пообщаться с единомышленниками :) 

Поделиться:


Каталог