Виды живописных грунтов, способы их приготовления и нанесения

Виды живописных грунтов, способы их приготовления и нанесения

Грунт — первый слой покрытия живописной основы, лежащий непосредственно под красочным слоем. Художники, посещающие наши арт-маркеты в Москве, знают, что грунт —это первый этап подготовки основы, задающий основные фактурные и цветовые свойства поверхности под живопись.

Задачи грунта:

  • придать поверхности однородную плотность и впитывающую способность;
  • способствовать хорошему высыханию красок;
  • предохранить от проникновения связующих веществ красок в холст и/или другие материалы, используемые под основу;
  • обеспечивать хорошее сцепление с красочным слоем и устойчивость по отношению к воздействию окружающей среды;
  • сохранить зернистость ткани;
  • придать поверхности тот или иной цвет в соответствии с ;творческим замыслом художника (см.имприматура).

Состав грунта:

  • связующие вещества — клеи — крахмал, пшеничная мука, кожный и ;рыбий клей, желатин, казеин, яйцо, высыхающие масла и смолы;
  • красящие вещества — пигменты — гипс, мел, шпат, свинцовые или цинковые белила и прочие краски, в зависимости от надобности получения желаемого цвета;
  • вода;
  • антисептики и прочие добавки.

Грунты по составу связующего:

Клеевые

Клеевые - это желатиновый, казеиновый и пр. Сильно впитывают масло из красок, и живопись на них имеет слегка матовую поверхность. Этот грунт не требует длительной просушки.

В теплый 5-7% раствор клея постепенно, при непрерывном помешивании засыпают наполнитель до получения состава, похожего на жидкую сметану. Этот состав наносят на проклеенный холст широкой кистью или флейцем в два слоя. После нанесения первого слоя его сушат не менее 12 часов, слегка шлифуют пемзой или наждачной бумагой. Затем смахивают пыль и ворсинки и накладывают второй слой. В некоторых случаях наносится жидкий раствор 4% клея.

Избыток клея ведет к растрескиванию грунта и красочного слоя; от недостаточного количества клея грунты становятся рыхлыми и впитывают слишком много масла, нарушая этим прочность связи и вызывая сильное пожухание красок.

Масляные

Масляное грунтовое покрытие состоит из стертых на высыхающем растительном масле сухих пигментов. В качестве связующего лучше всего использовать льняное масло.

Для эластичности маслосодержащих грунтов добавляется незначительное количество касторового масла (на10 гр льняного масла — 1 гр касторового). Для приготовления масляных грунтов чаще всего применяют готовые неразбавленные масляные краски, которые наносят, тщательно разравнивая слой сначала мастихином или шпателем, а затем флейцем.

Холсты с масляным грунтом требуют длительной просушки — около двух лет (хотя для начального сцепления тонкому слою хватит 5 — 6 часов). Масляные грунты имеют глянцевую поверхность, не впитывают масло из красок, отчего связь между грунтом и красочным слоем оказывается непрочной, особенно при многослойной пастозной живописи.

Красочный слой в произведениях, написанных на холсте с масляным грунтом, не получая необходимого сцепления с глянцевой поверхностью, со временем начинает отслаиваться. Подобные разрушения имеют некоторые картины русских художников второй половины XIX века — И. Репина, М. Нестерова, В. Поленова и других. Такой грунт наносится аналогично клеевому.

Эмульсионные

Приготавливают на эмульсиях из клея и масла, где масло в виде мельчайших частиц во взвешенном состоянии находится в жидком клеевом растворе.

По своим свойствам эмульсионные грунты стоят между масляными и клеевыми: если в эмульсионном грунте мало масла — он ближе к клеевому, если много — к масляному. Увеличение содержания масла в грунтовом составе обеспечивает постепенный переход от слоя проклейки к масляному красочному слою и способствует хорошему сцеплению холста с грунтом и грунта с красочным слоем.

Важным условием, от которого зависит качество грунта, является однородность эмульсии. При приготовлении эмульсионных грунтов масло тонкой струйкой вводится в теплый раствор клея, более концентрированного, чем это требуется, и с ним перемешивается. В остаток воды, необходимой для доведения клеевого раствора до нужной концентрации, засыпают наполнитель. Полученную массу постепенно заливают в эмульсию, тщательно помешивая.

Для получения более стойкой эмульсии в качестве эмульгатора можно добавить яичный желток (один желток на 200 граммов раствора), а затем насыпать наполнитель. Яичный желток — прекрасная естественная эмульсия. Если его развести водой (1:2) и добавить мел или сухие белила, получится неплохой грунт

Синтетические 

Также называются акриловые, аналог гессо. Изготовлены на основе синтетических смол. Очень быстро сохнут, что позволяет сократить промежутки между нанесением слоёв грунта всего до 30-40 минут. После высыхания устойчивы к влажной среде, не гниют. Просты в обращении и дёшевы по сравнению с органическими грунтами. Однако более хрупки — их рекомендуется наносить тонкими слоями, при необходимости разбавляя холодной водой.


Поделиться:


Каталог