Обзор лаков-фиксативов от Евгения Карпова

Теги: #обзоры , #графика, #художники
Встречайте новый обзор незаменимых для каждого художника-графика вспомогательных средств — лаков-фиксативов! Подробный и наглядный обзор подготовил гуру чернографитных карандашей Евгений Карпов.

1.jpg

Для чего нужен лак-фиксатив

Ни для кого не секрет, что работы, созданные чернографитными, цветными карандашами, а также углем, сангиной, сепией и т.п., быстро теряют первоначальный вид даже от самых незначительных соприкосновений. Особенно, если вы рисуете в скетчбуке, да, к тому же, еще и на каждой странице. В закрытом виде - графитом к графиту получается. Рисунок со временем утрачивает насыщенность тона, замыливается, вдобавок красит противоположный.
Для того, чтобы избавить нас от таких проблем, были созданы закрепляющие лаки. При этом высшей ступенью эволюции лично я считаю лаки-фиксативы в виде аэрозоля. Все потому, что они предельно просты и удобны в использовании и не требуют дополнительных инструментов для нанесения. Распылил на готовую работу требуемое количество слоев (обычно это три слоя для чернографитных карандашей) и готово. На все про все, включая сушку, уходит несколько минут. Закрепляет, кстати, намертво. После нанесения рисунок совсем не пачкает.
Еще, в руководстве к некоторым из фиксативов (например, Concentrated Fixative №064 от Royal Talens) сказано, что в работе с такими материалами, как пастель, возможно применение прямо в процессе рисования, по каждому слою рисунка. И это замечательно. Здесь главное, не переборщить с густотой нанесения таких промежуточных распылений.

Выбор подходящего фиксатива
 
При выборе подходящего фиксатива я руководствуюсь в первую очередь такими факторами, как матовость, бесцветность (то есть полная незаметность лака на рисунке), а также сила закрепления и стойкость к ультрафиолету (не хочется, чтобы со временем рисунок пожелтел).
Запаху распыляемого фиксатива большого внимания не уделяю, но для кого-то это может стать одним из решающих факторов. Сразу оговорюсь, что запах, возникающий при распылении лака, полностью исчезает через некоторое время после его высыхания. Главное, помнить о том, что фиксативом можно пользоваться только в хорошо проветриваемом помещении, ну и на улице, конечно.

2.jpg

Как правильно наносить лак-фиксатив?

Расположите ваш скетчбук или закрепите лист с рисунком в вертикальном положении. Если при этом вы находитесь в помещении, обязательно используйте подкладочный материал (например, пленку, бумагу или картон, значительно превышающий по формату вашу работу), чтобы случайно не распылить на стены или мебель. Думаю, они и так достаточно крепки. Помещение обязательно должно быть хорошо проветриваемым. Если вы решили распылять фиксатив на улице, знайте, что, в соответствии с указаниями всех без исключения производителей, делать это можно при температуре не ниже +5°C.

Перед нанесением фиксатива обязательно как следует встряхните баллончик.

Расположите фиксатив перпендикулярно вашему рисунку на расстоянии тридцати сантиметров от него. Распрыскивайте тонким слоем, водя баллончиком из стороны в сторону и не задерживаясь на одном месте.

Дайте нанесенному слою просохнуть. По моим наблюдениям на это требуется около трех-семи минут.

Затем нанесите требуемое количество слоев лака-фиксатива, соблюдая вышеописанную технологию. Чтобы понять, в какой момент нанесенного лака окажется достаточно, аккуратно проведите по очередному высохшему слою ватной палочкой. Если палочка остается чистой, фиксатива достаточно. Мне обычно хватает трех слоев, но иногда наношу четыре.

По окончании переверните баллончик и распылите содержимое в течении полутора- двух секунд, чтобы не допустить засорение. Как только звук распыления в перевернутом виде изменился, насадка очищена. Ну а, чтобы уходило меньше фиксатива на такие процедуры, лучше обрабатывать по несколько работ сразу.

Примеры лаков-фиксативов в виде аэрозоля

3.jpg

Лак-фиксатив Fixative №609 от Maimeri

Универсальный лак-фиксатив, подходящий в качестве закрепителя не только для таких материалов, как чернографитные, цветные карандаши, соус, уголь, сангина, сепия, пастель и т.п., но и для водорастворимых красок, таких как акварель и гуашь. По заявлению производителя выступает в качестве УФ-фильтра (защита от выгорания и изменения цвета от солнечного ультрафиолета того, что находится под ним).

4.jpg

1. Не создает глянцевого эффекта, поэтому, наверное, может быть причислен к матовым, хотя данной характеристики и не указано на баллоне.

2. При высыхании границы лака становятся незаметны.

3. В процессе распыления аэрозоль имеет достаточно резкий запах, в сравнении с другими – самый сильный.

4. При покрытии рисунка среднего тона, выполненного чернографитными карандашами, для полного закрепления хватило трех слоев.

5. На бумаге Fabriano Bristol сразу после нанесения при полном высыхании действительно не имеет цвета, то есть абсолютно ничем не выдает себя.

5.jpg

6. В конце июня мною был инициирован эксперимент. Четыре образца бумаги Fabriano Bristol с фрагментами штриховки чернографитным карандашом были покрыты тремя слоями лаков-фиксативов разных брэндов, затем вывешены так, чтобы на них попадало максимальное количество прямых солнечных лучей.  
Хотелось понять, как в действительности поведет себя карандашный рисунок на ярко белой бумаге, защищенный фиксативом.  
По истечении трех полных месяцев образцы были сняты и проанализированы. Лист, обработанный Fixative №609 от Maimeri, оказался слегка желтоватым и, в сравнении с тремя другими образцами, это заметно.

6.jpg

Лак-фиксатив Professional Fixative от Winsor & Newton

Бесцветный лак-фиксатив, подходящий в качестве закрепителя для таких материалов, как чернографитные, цветные карандаши, соус, уголь, сангина, сепия, пастель и т.п.

7.jpg

1. Не создает глянцевого эффекта, поэтому, наверное, может быть причислен к матовым, хотя данной характеристики и не указано на баллоне.

2. При высыхании границы лака становятся незаметны.

3. В процессе распыления аэрозоль имеет менее резкий запах, чем у Fixative №609 от Maimeri, примерно такой же, как у фиксатива от Lefranc & Bourgeois и фиксатива от Royal Talens.

4. При покрытии рисунка среднего тона, выполненного чернографитными карандашами, для полного закрепления хватило трех слоев.

5. На бумаге Fabriano Bristol сразу после нанесения при полном высыхании действительно не имеет цвета, то есть абсолютно ничем не выдает себя.

8.jpg


6. По истечении трех полных месяцев образец практически не изменился, оттенок стал чуть теплее. При этом разница заметна только при наложении испытуемого на новый лист той же бумаги. Результат примерно такой же, как у образца с Lefranc & Bourgeois и образца с Royal Talens.

Лак-фиксатив Pastel And Charcoal Fixative Matt от Lefranc & Bourgeois
 
Бесцветный лак-фиксатив, подходящий в качестве закрепителя для таких материалов, как чернографитные, цветные карандаши, соус, уголь, сангина, сепия, пастель и т.п. По заявлению производителя выступает в качестве УФ-фильтра (защита от выгорания и изменения цвета от солнечного ультрафиолета).

9.jpg

1. Указан как матовый. Не создает глянцевого эффекта.

2. При высыхании границы лака становятся незаметны.

3. В процессе распыления аэрозоль имеет менее резкий запах, чем у Fixative №609 от Maimeri, примерно такой же, как у фиксатива от Winsor & Newton и фиксатива от Royal Talens.

4. При покрытии рисунка среднего тона, выполненного чернографитными карандашами, для полного закрепления хватило трех слоев.

5. На бумаге Fabriano Bristol сразу после нанесения при полном высыхании действительно не имеет цвета, то есть абсолютно ничем не выдает себя.

10.jpg


6. По истечении трех полных месяцев образец практически не изменился. Результат примерно такой же, как у образца с Winsor & Newton и образца с Royal Talens.

Лак-фиксатив Concentrated Fixative №064 от Royal Talens
 
Бесцветный лак-фиксатив, подходящий в качестве закрепителя для таких материалов, как чернографитные, цветные карандаши, соус, уголь, сангина, сепия, пастель и т.п. По заявлению производителя при использовании с пастелью может применяться как промежуточный лак для отдельных слоев.

11.jpg

1. Не создает глянцевого эффекта, поэтому, наверное, может быть причислен к матовым, хотя данной характеристики и не указано на баллоне.
 
2. При высыхании границы лака становятся незаметны. Сохнет дольше остальных.
 
3. В процессе распыления аэрозоль имеет менее резкий запах, чем у Fixative №609 от Maimeri, примерно такой же, как у фиксатива от Winsor & Newton и фиксатива от Lefranc & Bourgeois.
 
4. При покрытии рисунка среднего тона, выполненного чернографитными карандашами, для полного закрепления хватило трех слоев.
 
5. На бумаге Fabriano Bristol сразу после нанесения при полном высыхании действительно не имеет цвета, то есть абсолютно ничем не выдает себя.

12.jpg

6. По истечении трех полных месяцев образец практически не изменился. Результат примерно такой же, как у образца с Winsor & Newton и образца с Lefranc & Bourgeois.

Итак, я думаю, вы уже поняли, что лаки-фиксативы просто незаменимы для тех, кто стремится сохранить свои работы на долгий срок, при этом не лишая себя возможности обращаться к ним время от времени, перекладывать, перелистывать, вешать на стенку, не боясь, что рисунок моментально выгорит или пожелтеет на солнце.
Что выбирать – решайте сами. Надеюсь, что моя статья хоть как-то вам поможет в этом. Читайте описания, обзоры, пробуйте, сравнивайте. Удачи!

Обзор подготовил @evgeny_karpov_visions.


Поделиться:


Каталог